Мама и дети

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ребёнок- дошкольник Физическое и психическое развитие дошкольника Строим домик из песка, или О творческих играх от 3 до 7 лет

Строим домик из песка, или О творческих играх от 3 до 7 лет

Строим домик из песка, или О творческих играх от 3 до 7 лет

Творчество - это всегда процесс создания чего-то нового: каких-то ценностей материального или духовного мира. Чтобы создать такой продукт, человек должен обладать уже достаточными способностями и умениями, а также владеть определенными знаниями и иметь желание создать что-то свое, уникальное и оригинальное.

Конечно, серьезные произведения искусства создаются не сразу - личность проходит длинный путь развития своих творческих способностей. Они становятся ощутимы и понятны, когда речь идет о серьезных занятиях рисованием или конструированием в школьном возрасте. Но формируются все нужные задатки гораздо раньше - еще на этапе различных каляк-маляк и колобашек, на качество которых многие взрослые и внимания не обращают.

Поэтому, пытаясь докопаться до самых истоков, давайте попробуем понять, когда возникает способность к творчеству, как она проявляется и как развивается со временем.

Самый распространенный вид детского творчества - это
рисование. Малыши относятся к нему как к новой игре и сохраняют такое отношение часто даже тогда, когда взрослые вмешиваются в процесс со своими представлениями, "как надо" и "что красиво, а что некрасиво".

Попытки что-то отразить на бумаге встречаются даже у детей
младше трех лет. Но в этом возрасте еще нельзя говорить о творчестве, скорее это отражение нового открытия ("Оказывается, если взять эту цветную палочку острием вниз и с силой провести по бумаге, то останется линия какой-то формы!"). Повторив каляканье несколько раз, чтобы убедиться в стабильности карандашного следа, малыш, как правило, принимается за другие развлечения.

Ситуация меняется, только когда ребенок становится способным подчинять свое поведение какой-то цели. Обычно это происходит не раньше, чем ребенку исполнится три (а чаще четыре) года. В этот период начинает свое бурное развитие воображение ребенка. Он становится способен действовать в воображаемых условиях и следовать замыслу, который пока существует только в его воображении. А чтобы увидеть в нарисованном лошадку или машину, подчас и взрослым необходимо иметь хорошо развитую фантазию. Словом, без параллельного развития этой творческой способности возникновение и улучшение такого творческого игрового занятия, как рисование, просто невозможно.

Так что,
если ваши сын или дочь стали не просто водить карандашом по бумаге, а создавать какие-то рисунки, то порадуйтесь: они овладели новыми рубежами развития. Ведь это проявления произвольности поведения (возможности регулировать его, подчинять цели) и воображения.

Конечно, дошкольники больше играют в рисование, чем серьезно им занимаются. Соответственно и взрослые пока не очень критичны к результатам их творчества. Однако каждый воспитатель знает, как с возрастом изменяется качество рисунков и как картинки, изображенные одними ребятами, могут отличаться от картинок, созданных другими. Причина такого различия в том, что рисование - это игровая деятельность, в которой весьма наглядно отражается как эмоциональное состояние ребенка, так и уровень его общего развития. Соответствует ли рисунок вашего ребенка его возрасту? Каким он должен быть? Что является проявлением индивидуальных особенностей юного художника, а что - признаком его отставания в развитии? Чтобы ответить на эти вопросы, проследим
развитие детского рисунка шаг за шагом.

Дети
трех-четырех пет создают, как правило, очень примитивные рисунки. Они изображают чаще всего один предмет. Какой? Это не всегда легко понять. Спросите о том, что нарисовано, у самого ребенка. Если окажется, что он сам не знает или рисовал "просто так", то, вероятно, изрисованный лист - просто свидетельство активности в освоении мира, но еще не предметный рисунок. Если же ребенок покажет вам, что здесь он хотел изобразить человека, а здесь кошку, то можно сказать о том, что замысел в рисунке был и малыш попытался его реализовать. Кстати, вполне вероятно, что на месте задуманной кошки вы обнаружите вытянутый овал, а вместо человека - неровный круг с помарками. Что ж, это нормально для детей младшего дошкольного возраста, так как они пока сосредоточивают свое внимание не на предмете в целом, а на его отдельных частях (хвосте или голове), соответственно, их рисунки больше напоминают схемы, где реальные предметы зашифрованы с помощью символов, без изображения отдельных деталей. Главное, чтобы сам ребенок мог опознать такой символ.

Если вы понаблюдаете за процессом рисования трехлетнего ребенка, то увидите, что его действиями руководит больше воображение, чем разум. Начав рисовать одно, он легко может переключиться на другое, особенно если первый замысел не особенно удался или просто изображение показалось похожим на что-то новое и более интересное. Тогда малыш может прокомментировать: "Нет, это не машина, а дом".

В этом возрасте предметами изображения обычно становятся вещи и существа, окружающие ребенка: дом, машина, кошка, собака, человек и т.п. Но те дети, чьи знания об окружающем мире не исчерпываются рамками ежедневного быта, могут уже рисовать на самые разные темы: пытаться изображать космос, диких зверей, море и т.п.

Технические возможности малышей еще не очень широки - в основном они используют простые геометрические формы: круги, овалы, линии. Однако наиболее интеллектуально развитые дети начинают изображать мелкие детали. Так на человеческом лице появляются глаза, в машине - руль, а у кошки - усы. Не беда, если они нарисованы не там, где мы их ожидаем увидеть, освоение изометрии и реалистичности изображения - это задачи развития совсем не этого возраста.

Ребята
от четырех до пяти лет прорисовывают детали гораздо чаще. Это свойственно уже большинству детей данного возраста. При этом нужно отметить, что их изображения еще не обладают объемом - то, что имеет определенную толщину в действительности, на их рисунках выглядит плоским, например, рука изображается в виде одной палочки.

Дети среднего дошкольного возраста также пренебрегают и понятием "величина" и смело рисуют человека такого же размера, как дом, а рядом - огромную кошку. Ничего, что существа на этом рисунке похожи на гигантов, желающих посетить домик лилипута. Зато вы можете гордиться, что в рисунке ребенка
возник сюжет! А уж если ваше чадо помимо туловища наградило героя своей картины пальцами на руках, глазами и ушами на голове, да еще и пол сего существа можно разобрать по одежде, значит, развитие воображения и творческого изображения и вовсе идет семимильными шагами!

Возраст
от пяти до шести лет, наверное, самый продуктивный в плане рисования. Дети уже довольно неплохо умеют рисовать и очень любят это занятие. Темой рисования может стать все новое - увиденное, услышанное и даже почувствованное. Ребенок рисует как старые любимые сюжеты, так и новые, которые могут являться иллюстрацией к услышанной сказке, страшной истории или даже к событию собственной жизни. Такие игровые затраты не проходят даром - происходят качественные изменения в детском рисунке. Ребенок пяти-шести лет стремится изображать предметы так, чтобы они были узнаны окружающими. Поэтому они часто заимствуют друг у друга и у взрослых типичные шаблоны. Так появляется стереотипное солнышко в углу рисунка, домик из квадрата и треугольника и прочие всем известные детали детских рисунков.

При этом дети стараются все изображать "по правде": они начинают учитывать пропорции, пытаются отразить объем фигур. Поэтому человек на рисунке шестилетнего мальчика или девочки обычно уже меньше дома, а руки нарисованы двумя черточками или овалом. Кроме того, большинство детей умеют четко отразить различия в одежде мужчин и женщин, нарисовав брюки одному и юбку - другой.

Замысел рисунка, безусловно, ведет за собой действия ребенка данного возраста. Если ему хочется, чтобы нарисованную кошку кто-то погладил, то человека он будет пытаться изобразить нагнувшимся. Конечно, это получится далеко не сразу. Поэтому большинство хорошо развивающихся детей способны стирать нарисованное и пытаться исправить изображение, видя его расхождение с замыслом. То, что вы наблюдаете, как ваш ребенок старательно с помощью ластика улучшает свое творение, должно наполнить ваше родительское сердце гордостью! Ведь это не просто свидетельство того, что малыш научился пользоваться стирательной резинкой, но проявление зачатков такого важного для жизни качества, как целеполагание (умение ставить перед собой цель, выбирать пути ее достижения и реализовывать их).

Дети
шести-семи лет - существа гораздо более социальные, чем были всего лишь год или два назад. Этот факт находит отражение в их рисунках. Часто по рисунку ребенка этого возраста нетрудно определить, кто его автор: мальчик или девочка, живет он в городе или в деревне. Однако остаются сюжеты, свойственные практически всем детям, - это изображения людей и животных. Причем прорисованы они более детально, объемно, часто с передачей настроения. Иногда передаются даже особенности одежды, например халат и шапочка врача. Так что это уже не схема, а целостная картина!

Если ребенок шести-семи лет изображает на рисунке не один предмет, а несколько, то он уже не выстраивает их в ряд, как это делают более младшие дети, а располагает на всем пространстве листа: кого-то ближе, кого-то дальше. Так, играя, ребенок осваивает пространственные отношения между предметами и познает основы композиции.

Конечно, развитие рисунка продолжается и после семи лет, да еще и ускоренными темпами, но это, как правило, уже происходит под руководством взрослых, а значит, из игры превращается в занятие (и даже в школьный предмет). Поэтому рассмотрение дальнейших этапов изобразительной деятельности детей не входит в задачи этой статьи.

К тому же рисование - это не единственный вид творческой игры. В дошкольном детстве ребенок также осваивает
конструирование. Современные дети чаще всего используют для реализации своей способности к конструированию специально созданные с этой целью конструкторы. Они наиболее просты, безопасны и дают возможности для полета фантазии. Раньше примерно тех же целей ребенок достигал, творя что-то новое из камней, палок и прочих природных материалов, например песка. Податливость последнего и готовность в умелых руках принять форму, соответствующую замыслу, делают песочницу до сих пор местом реализации игровых фантазий.

Дети
трех-четырех лет обычно осваивают игру под названием "Колобашки", в процессе которой они учатся понятиям "объем", "форма", "размер" и "сыпучесть". Чтобы стать искусным пекарем песочных "куличиков", ребенку необходимо на практике освоить следующие закономерности: лучше брать не сухой песок, а слегка влажный (его можно достать, сняв слой сухого песка сверху), в ведерко его нужно хорошо утрамбовать, переворачивать формочку нужно резко, а по дну ее аккуратно постучать, чтобы оставшийся там песок не испортил гладкой формы. Как видите, это целая наука! Если ваш малыш смог ее освоить, значит, ему по плечу любое ремесло: от кулинарного искусства до фотосъемок.

Дома дети этого возраста обычно играют в довольно крупный конструктор и радуют родителей предметами, созданными из трех-пяти деталей. Не всегда можно догадаться, какой замысел малыш осуществил таким образом, зато такое сооружение можно задействовать в играх. Правда, способ использования остается неустойчивым: только что созданная конструкция ехала и гудела, как машина, а вот уже стала диваном для кукол. Как и в рисунках, замысел чаще всего вначале имеется, но он еще очень гибкий - ребенок готов идти сам с собой на постоянные компромиссы!

Дети
пяти-шести лет создают более сложные конструкции из большего количества деталей (до семи-восьми штук). При этом они руководствуются каким-то образцом, схемой или своей фантазией, но созданный предмет должен быть узнаваем и годен к использованию в играх.

Если пяти-шестилетний ребенок играет в песочнице, то он уже не удовлетворится простыми колобашками, а постарается воплотить сложный замысел, например построить домик из песка.

Если же в ту же песочницу попадет ребенок
шести-семи лет, то, скорее всего, он построит не домик, а целый замок, с крепкой оградой, башнями и мостами. Интересно, что в данном возрасте фантазия детей находится уже на службе у мышления, поэтому по ходу реализации задуманного ребенок способен находить и воплощать новые детали. Так может возникнуть часовой у входа в башню, изображенный палочкой, а для укрепления стен выкладываются камушки и т. п. Девочки того же возраста могут создавать целые "загородные апартаменты" своим куклам, используя камни, ветки, цветы и бумагу для обустройства их нового жилища.

Опыт таких свободных игр очень важен для естественного развития ребенка - в них он учится что-то создавать, творить своими руками. Любовь к такого вида занятиям может стать основой здоровой созидательной жизненной позиции в дальнейшем, а умение делать что-то новое, лучшее, оригинальное выступит противовесом пессимизма и разрушительных желаний, свойственных человеку в трудные периоды жизни.

Так что радуйтесь вместе с детьми тому, что они растут и могут уже многое делать самостоятельно, тому, что они хотят совершить что-то красивое и хорошее, выразить свои переживания в рисунке или конструкции и быть понятыми другими через этот результат творчества!

"Нет, это не по правилам", или Игры от 6 до 10 лет

Когда ребенку исполняется семь лет (сейчас для многих детей эта граница опустилась до шести лет), то многое меняется в его жизни. Он приобретает
новую социальную роль - ученика. Теперь его успехи будут переведены в оценки, и конкуренция со сверстниками если раньше не была особенно заметна, то сейчас точно получит наглядное отображение. Кроме того, первоклассник попадает в новую для него атмосферу - здесь нет (или почти нет) места непосредственности, здесь все определено нормами и правилами.

Прочитавший эти строки взрослый наверняка вздохнет о том, что надо бы продлить "детство золотое". Но если ребенок нормально развивается, то к моменту поступления в школу он оказывается вполне зрелым для принятия на себя такой ответственности. Кроме того, дети семи лет испытывают даже потребность в деятельности, важной для других. Что касается конкуренции, то она свойственна общению детей еще в старшей группе детского сада.

В первом классе совместные игры имеют особое значение для формирования коллектива. Они объединяют совершенно разных детей, пришедших учиться. Получается, что дети, которые совсем недавно познакомились и не знают интересов и особенностей друг друга, должны вступить в совместную деятельность. На уроках ее контролирует учитель. Но что станет регулятором общения детей на переменах? Конечно, правила!

Наверное, в этот период жизни дети окончательно понимают необходимость правил, ведь они не только ограничивают рамки действий, но и заботятся о безопасности играющих и справедливости распределения ролей или ходов. То есть на доступном ему уровне ребенок приходит к пониманию важности законов, общих для всего коллектива, школы, государства.

Как водится, все первоклассники довольно "законопослушны". Они стараются не нарушать правила сами, а также одергивать других детей возгласами типа: "Нет, это не по правилам!"
Четкие правила вводятся во все виды активности: в спортивные игры (типа "догонялки", прыжки в длину, футбол), в ролевые игры ("дочки-матери", "школа" и пр.), в интеллектуальные игры (например, придумывание слов на одну букву).

Потребность быть включенным в коллектив проявляется в новых игровых правилах. Так в возрасте семи-девяти лет дети склонны объединяться в более устойчивые (чаще однополые) группы для совместной игры. При этом начинает цениться "преданность" своей группе, забота о других ее членах, сотрудничество с ними. Такие гуманные правила по отношению к другим ученикам могут и не применяться.

Открыто такое положение дел может проявляться в организации довольно
сложных групповых игр, например "казаки-разбойники". Возникновение подобных развлечений в более раннем возрасте было практически невозможно, так как участие в такой игре требует от каждого игрока достижения определенного уровня развития по целому ряду параметров.

Во-первых, ребенок должен обладать хорошими социальными навыками: у него должна сформироваться не только потребность в совместной игре со сверстниками, но и достаточная социальная компетенция - предполагается его умение договариваться с другими людьми, пользуясь вербальными (языковыми) и невербальными средствами, прогнозировать ход событий, понимать позиции в игре других детей.

Во-вторых, от участников требуется достаточное развитие памяти, чтобы запомнить все правила и удерживать их в ходе игры.

В-третьих, дети должны иметь хорошо развитые волевые качества, чтобы подчинять свои действия и желания правилам игры.

Так что если вы заметили, что ваш сын или дочь в свободное время принимает участие в таких сложноорганизованных играх, как "казаки-разбойники", то вам точно есть чем гордиться! Можно считать, что ваш ребенок стал полноправным членом общества (пока детского) и принял участие в коллективной деятельности (пока игровой).

Рассмотренная игра относится к подвижным, именно такие игры становятся особенно популярны в начальных классах. К шести годам дети достигают определенной уверенности во владении своим телом и хотят пробовать свои силы вновь и вновь, совершенствуя физические навыки. Какая деятельность предоставляет наибольшие возможности для этого? Разумеется, игра, причем подвижная.

Так, в играх наподобие "салки", "вышибалы", "резиночки", "десяточки", "классики" дети умело сочетают приятное с полезным: радость от движения и общения с тренировкой ловкости, меткости, быстроты реакции, координации и пр.

Конечно, вы вспомните, что двигательные игры ваш ребенок любил всегда, в том числе и до школы. Совершенно верно. Но большинство этих игр принципиально отличались от тех, которыми дети увлекаются в младших классах.

Например, малыши (до пяти лет) любят гоняться друг за другом, но в лучшем случае это облечено в игру "Баба-яга" (где водящий - страшный персонаж, от которого нужно увернуться остальным, иначе их постигнет участь быть съеденными - выйти из игры или стать водящим), в худшем - просто беготня с неопределенной последовательностью смены ролей. У более старших детей такие элементарные "догонялки" трансформируются в игру "салки", где правила точно определены, причем есть варианты игры и дополнительные соглашения о "домиках", возможности "выручать" осаленного и т. п. Ученики начальных классов могут менять эти соглашения, принимая чье-нибудь предложение ("А давайте, тот, кого осалят, будет..."), но, как только игра начнется, правило, принятое пять минут назад, станет нерушимым и все участники будут внимательно следить за его выполнением.

Такие правила часто призваны усложнить действие так, чтобы для его выполнения игрок должен был продемонстрировать лучшие физические навыки. Вообще, в этот возрастной период простые игры уже не кажутся ребятам привлекательными. Как и в учебе, их начинает интересовать не только результат, но и процесс преодоления трудностей, собственного роста и самосовершенствования.

Если вы обратили внимание, что вашего ребенка больше интересуют старые, хорошо освоенные игры и он не желает усложнять их условия, то это может быть признаком того, что у вашего сына или дочери повышенная тревожность, мешающая получать новые впечатления и принимать новые условия, либо конкретный вид умений, востребованных в данной игре, не очень хорошо развит и ребенок это чувствует, либо ваш малыш еще не наигрался в игры предыдущего возрастного периода и поэтому не может перейти к новым. В любом случае такое наблюдение должно стать поводом для размышлений над особенностями ребенка: его эмоциональным состоянием, физической и интеллектуальной развитостью, способностью к самоконтролю и пр.

Кроме подвижных стихийных игр дети шести-десяти лет с успехом осваивают и традиционные
спортивные игры, правила которых приходят к ним от взрослых и поэтому не изменяются на основе договоренности между детьми, то есть являются почти нерушимыми. Это игры в футбол, волейбол, пионербол, баскетбол, чехарду и др. Такие игры, особенно командные, удовлетворяют сразу нескольким потребностям детей: желанию быть включенным в группу (ощущать объединенное "мы"), соревноваться, участвовать в совместной деятельности, которая регулируется правилами и в которой поэтому несложно освоиться (ее можно прогнозировать и регулировать).

Вообще, коллективные подвижные игры - замечательное средство не только развить свои физические и социальные способности, но и выплеснуть накопившуюся энергию, отдохнуть от интеллектуального труда и сидения за партами.

Тем не менее наряду с ними в неучебное время можно встретить и постепенное освоение младшими школьниками новых
интеллектуальных игр, тоже содержащих сложные правила, - шахмат, шашек, карточных игр, настольных игр наподобие "Эрудит" и др. Увлечение ими свидетельствует о том, что ребенок не только адаптировался к необходимости умственного труда в школе, освоил основные операции мышления, но и научился получать удовольствие от этого процесса, у него возникает желание усложнять для себя интеллектуальную задачу. Чтобы выиграть в таких играх, ребенок должен уметь не просто действовать по правилам, а прогнозировать последствия каждого своего шага, действовать целенаправленно (причем цель в таких играх довольно отдаленная), предвосхищать действия партнера, взвешивать игровую выгоду от тех или
иных возможных ходов, выбирать наиболее перспективные и т. д.

Не случайно далеко не все взрослые любят такие интеллектуальные стратегические игры. Конечно, постичь их правила под силу любому зрелому человеку, но чтобы получать от них удовольствие, необходимо иметь "излишек" интеллектуальной энергии, которую хотелось бы потратить на такую сложную разминку для ума. Поэтому дети, воспринимающие шахматы и им подобные игры в качестве развлечения на досуге (при этом знающие и реально соблюдающие все правила этих игр), поистине достойны уважения!

В возрасте
старше одиннадцати лет из вышеописанных сохраняются в основном интеллектуальные игры (разумеется, не у всех) и организованные спортивные игры. Что касается непосредственно игр с правилами (как договором в группе детей), то они начинают встречаться все реже. Им на смену постепенно приходят беседы и стихийные (разовые) игры.


  Нет комментариев.
You need to login or register to post comments.
Обсудить в форуме. (0 комментариев)

Реклама от Google