Мама и дети

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ребёнок- дошкольник Воспитание дошкольника Все ли игры детей одинаково полезны?

Все ли игры детей одинаково полезны?

Все ли игры детей одинаково полезны?

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно в игре у ребенка развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь). Поэтому обучающие занятия с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме.По каким признакам можно определить "настоящую игру", которая будет полезной для развития ребенка? Отечественный психолог Л.С.Выготский говорил, что основой игры является мнимая ситуация. Что это такое? Согласно Л.С.Выготскому, мнимая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового. Для игры характерно, что все может быть всем.

Вспомните "волшебные" слова детства - "понарошку", "как будто": вот когда "я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)", тогда есть игра. Обратите внимание на интересную деталь: во всех приведенных примерах не фигурируют
игрушки. Игрушек нет, а игра есть. Здесь же налицо "расхождение смыслового и видимого поля". Видишь одно, а представляешь другое.

Благодаря чему это возможно? Благодаря воображению, позволяющему переносить функции одного предмета на другой. Поэтому мнимую ситуацию можно с полным правом называть также воображаемой ситуацией.
Итак, критерием игры является наличие мнимой, или воображаемой, ситуации.

Создание мнимой ситуации возможно благодаря развитию основного новообразования у детей дошкольного возраста, а именно - воображения. В свою очередь, развитие воображения тесно связано с детской игрой. С одной стороны, оно есть необходимое условие возникновения игры, с другой стороны - развивается в игре.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были.Такие игры характерны для детей старшего дошкольного возраста, и называются они сюжетно-ролевыми. Развитию данного типа игры предшествуют два других, необходимых вида детских игр: режиссерская и образно-ролевая. Для того чтобы играть в сюжетно-ролевые игры ребенку требуются определенные умения, которые формируются благодаря двум предшествующим этапам развития детской игры. Сюжетно-ролевая форма игры, в свою очередь, переходит в игру с правилами. В 2-3 года дети играют в режиссера. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой (например, кубик может быть машинкой или чашкой). В таких играх дети обыгрывают короткие, взятые из жизни сюжеты. При этом они обходятся без партнеров по игре. Если же в этом возрасте дети и играют в группе, то игра происходит у них не вместе, а рядом.

Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры - он научается "видеть целое раньше частей".

Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре.
Способность видеть целое раньше частей - вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать волшебником.Вторая составляющая сюжетно-ролевой игры (помимо сюжета) - роль, умение удерживать ролевую позицию. Эта линия развития обнаруживается в самом начале четвертого года жизни ребенка: возникает новый вид игры - образно-ролевая игра. Дети начинают изображать определенных сказочных героев, животных, людей. Они копируют их повадки, манеры, язык. Это свойство детей - умение перевоплощаться - может в некоторых случаях иметь значение психологической реабилитации. Например, ребенок, которого обижают сверстники в детском саду, может перевоплотиться во льва и, тем самым, почувствовать себя более уверенно.Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры.

Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.
Для этого очень важно беседовать с детьми о случившихся событиях. К примеру, ребенок с мамой были в парикмахерской. Или педагог с группой детей ходили в парикмахерскую на экскурсию. Об этом визите нужно обязательно поговорить. Но, "сочиняя" рассказ, нужно обязательно выполнить важные условия.

Во-первых, нужно включить такие сведения, которые ребенок сможет потом использовать в игре. Важно показать тех людей, которые действуют в той или иной сфере деятельности, и, главное, те отношения между ними, которые существуют в жизни. Например, в рассказе о парикмахерской должны обязательно фигурировать мужской и женский мастера, маникюрша, кассир, клиенты, пришедшие стричься, укладывать или красить волосы, бриться, делать маникюр и т.п.

Второе правило предполагает очень сильную эмоциональную окраску происходящего. Это возводит обыденное дело в ранг события. Дети лучше запоминают то, что эмоционально значимо для них. Проще всего достичь нужного эффекта, если у героев вашего рассказа что-то не получается, если происходит какая-нибудь нелепица.

Ну, например, вернемся в парикмахерскую: у парикмахера вдруг куда-то пропали ножницы, кого-то вместо обычной краски покрасили в голубой цвет, кто-то шел стричься, а попал к врачу. Обратите внимание, что все нелепицы должны быть очень тесно связаны с информацией, которую ребенок будет затем использовать в игре, но вот "откроет" он ее для себя сам. Оказывается, парикмахеры надевают халаты, мастеру нужны ножницы, чтобы стричь, и в парикмахерской красят совсем не теми красками, какими малыш привык рисовать, и кресло должно подниматься и опускаться при помощи педали. Кроме этого, все нелепицы проговаривались, проигрывались участниками событий.

Таким образом, малыш получает возможность и способность затем включить полученный опыт в свою игру.
Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и на сцене появляется новый вид игры - игра с правилами.

Эта игра дает ребенку две необходимые способности.

Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Если вы помните, то воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление.

Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами - это игры коллективные.
Часто родителям хочется, чтобы у ребенка были такие игры, которые займут его полностью, и он не будет мешать взрослым. Но игра как процесс обучения жизненным навыкам предполагает обсуждение и оценку полученной информации, ее своего рода "сортировку" самим ребенком (поначалу большей частью с помощью взрослых). Если взрослые не могут или не хотят этого делать - увы, тогда получается, что ребенку вообще вредно играть. Потому что пользы от такой игры никакой не будет, и ребенок не получит ни интеллектуального развития, ни адекватных жизненных навыков. (Точно так же, как если бы предоставить ребенку учиться в классе без учителя: не все взрослые-то способны к самообразованию, а уж дети и подавно).

Уважаемые родители и педагоги: игра - процесс, как правило, коллективный!

Очень редко ребенок играет в игрушки сам с собой (хотя любому человеку иногда надо побыть в одиночестве, и ребенок не исключение). Но большей частью, как правило, дети играют с другими детьми или с взрослыми. И назначение этих игр разное. В играх со сверстниками ребенок оттачивает полученные знания и практические навыки.

Игры же с взрослыми несут больше познавательный характер, развивающее значение, поскольку именно у взрослых ребенок учится в первую очередь. То есть вы вполне можете помочь ребенку выбрать те или иные игры (помочь, а не навязывать), обсудить, во что и как он играл с другими детьми (обсудить, а не допрашивать), а то и самим подключиться к его любимым играм и стать для ребенка единомышленником - а не надсмотрщиком.

Главное, в отношении любых игр необходимо научить ребенка тому, что сейчас называют ОБЖ - основы безопасности жизни. Тому, что удар по голове может причинить непоправимый вред здоровью, что снежком лучше не попадать в глаз, что играть в футбол лучше во дворе, а не у проезжей части, что той же петардой можно как минимум обжечься, - в общем, элементарным вещам!

Но тут непременно нужно отметить, что если ребенок упорно продолжает драться палками, кататься на крыше лифта, баловаться спичками и т.п., и для него не имеет значение слова "опасно для жизни" - стоит срочно задуматься об этом родителям. Потому что снижение ценности собственной жизни и здоровья иногда бывает признаком психологического неблагополучия в душе ребенка, или в семье, в которой он растет.

К примеру, если папа и мама постоянно ссорятся, но тут же начинают действовать сообща, стоит только ребенку чем-нибудь заболеть - так он с удовольствием схватит пневмонию или сломает ногу, чтобы только в семье подольше был мир (а не иллюзия мира!). Или, возможно, ребенку вообще опротивела его жизнь как таковая, и его пренебрежение собственной безопасностью уже называется "суицидально обусловленное поведение"…
Какой должна быть полезная детская игрушка?

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, с одной стороны, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка - это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.

В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны и т. п. Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как выбрать то, что нужно вашему ребенку? При существующей стихии рынка разобраться в этом непросто. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую "полезность" родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития - нигде нет. Поэтому при выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние на развитие ребенка.

Начнем наш разговор с того, для чего нужны игрушки и что каждая из них может дать для детского развития.
Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия. Этот аспект должен отчетливо осознаваться при покупке игрушек: выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать.

Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для
ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Для
режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, собачки - и конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью. О куклах хотелось бы поговорить подробнее.

Дело в том, что в последнее время кукольный мир наших детей стремительно меняется. Появляются куклы все более детализированные и автоматизированные, т. е. как бы живущие самостоятельной жизнью. Например, выбор ставших уже традиционными Барби сегодня значительно расширился и конкретизировался: Барби с собачкой, Барби на велосипеде, Барби на лыжах, Барби - учительница географии и т. п. В каждом варианте к кукле прилагается обширный набор и соответствующих аксессуаров (например, к собачке - поводок, мисочка, щеточка и даже корм). Ребенку практически уже ничего не надо придумывать - нужно просто открыть коробку и использовать все это богатство по назначению. Вершина натурализма - кукла, ожидающая малыша: "дверца" в животе открывается, и оттуда достается ребенок-малыш со всеми анатомическими подробностями.

В самое последнее время Барби "успешно" дополнили куклы Брац (Bratz). Эти куклы создают образ жесткой, видавшей виды девочки-подростка, с ярким макияжем, томным взглядом и вызывающими, ультрамодными туалетами. К ним тоже почти всегда прилагается богатый набор всевозможных атрибутов: зеркало, помада, мобильник, карманный компьютер, гардероб в стиле унисекс, аксессуары и мебель бизнес-леди. Иногда в такие наборы включаются еще и буфет с баром, шикарный автомобиль, мотоцикл или велосипед и т. п.

Большой популярностью у девочек пользуются пупсы, подробно воспроизводящие живого младенца (Baby born). Розовое тельце со складочками, перевязочками и признаками пола создает полную иллюзию настоящего новорожденного. Они "умеют" кушать и справлять естественные надобности. Такие пупсы технически совершенствуются буквально на глазах. У них появляются растущие зубы, которые можно "задвинуть" обратно, раздувающееся (и затем уменьшающееся) тело. Особо впечатляют интерактивные куклы и звери, начинающие по определенной команде или сигналу петь, танцевать, махать руками и совершать всякие забавные действия, например медвежонок, котенок или щенок, который умеет обниматься, вилять хвостиком, узнавать голос хозяина и реагировать на него. "Вот кто станет твоим настоящим другом!" - написано в аннотации. Другой пример - робот, изображающий эстрадного певца: при нажимании на разные кнопки он с горящими глазами-лампочками начинает очень громко и надрывно петь шлягеры на разных языках, со страшной скоростью передвигаясь при этом по полу. Выглядит впечатляюще и забавно.

Совершенно шокируют так называемые наборы визажиста. Это женская голова (в натуральную величину или уменьшенная копия), предлагаемая в качестве тренажера для обучения искусству макияжа или парикмахерскому искусству. Разумеется, принадлежности для создания причесок и макияжа тоже прилагаются. Хранятся они иногда внутри (!) головы, которая открывается как коробка на петлях, а то и вовсе рассеченная пополам для легкости действия воссоединения и разъединения.

И таких "новых кукол" появилось достаточно много. Это и разного рода трансформеры, и монстры, и покемоны и т. д. Все они обладают известной привлекательностью и для детей, и для взрослых, кажутся очень современными, поскольку хорошо оснащены технически, имеют яркий, порой шокирующий внешний вид и соответствуют последним модным тенденциям. Как же относиться к этим новинкам игрушечного рынка с точки зрения детского развития? Что они несут ребенку? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться к существу кукольного вопроса и посмотреть - что такое кукла и для чего она нужна дошкольнику.

Кукла - это прежде всего образ человека. Эта игрушка больше всего вызывает и оживляет представление ребенка о его собственной человеческой сущности. Поэтому кукла в детской игре может и должна действовать как человек. Осуществляя действия с куклами, малыш включается в мир людей: он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. В такой игре происходит одновременно два взаимосвязанных, но противоположных процесса. С одной стороны, ребенок вкладывает в уста и "организм" куклы свои слова, мысли, переживания, т. е. она является как бы внешним выражением его внутреннего мира, его своеобразным "рупором". С другой стороны, та же кукла задает образ человека, который становится для малыша моделью для уподобления, образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка "входят" представления о человеке и связанных с ним категориях (красивом и уродливом, хорошем и плохом, добром и злом).

Дошкольник видит в кукле самого себя. Ребенок с достаточно развитым воображением может представлять одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Малыш оживляет куклу, и она обретает способность действовать и проявлять свой характер. Но для воображения и фантазии требуется пространство. В данном случае именно отсутствие избыточных деталей, недостаток подробностей и являются той благодатной почвой, которая питает развитие детской фантазии.

Что же происходит, когда ребенок имеет в игрушке четко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое - это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребенка.
Куклы с подробно прорисованными лицами, позами, аксессуарами навязывают малышу нечто раз и навсегда заданное, заранее кем-то определенное - то, что не имеет отношения к его собственным игровым идеям. Если дошкольник с хорошо развитой игрой еще может быть в некотором смысле независим от навязываемого образа и способен развивать собственную игровую линию, то дети с неразвитой игрой (а таких сейчас большинство) воспроизводят именно тот характер поведения, который выражен в кукле. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Данная тема в известном смысле дополнена новинкой - куклой Bratz, для которой дом - это всего лишь компьютерный стол и бар, а досуг - далекая от домашних забот молодежная "тусовка" на "крутых" автомобилях. Игра с младенцем-роботом превращается в тренировку условных рефлексов: чтобы он засмеялся - нужно нажать на голову, чтобы начал танцевать - качнуть один раз, заплакал - качнуть три раза и т. п.
Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребенка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определенные действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остается только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Вместе с тем дети быстро привыкают к таким красивым и "укомплектованным" игрушкам и просят их еще и еще. Ребенок, получающий все новые и новые игрушки подобного рода, практически в них не играет, а всего лишь манипулирует ими. Он начинает зависеть от того, что "заложено" в такой игрушке, и охотно подчиняется ее требованиям. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определенные действия.

Таким образом, современные игрушки все дальше уходят от детской творческой игры в сторону потребительства и механического использования заложенных кем-то операций.

В последнее время все острее встает проблема зависимости детей от различного вида игр: компьютерных, игровых приставок, игровых автоматов и т. п. Дети не хотят и не могут преодолеть "магнетизм" этих занятий, они оставляют друзей, книги, учебу и уходят в мир острых виртуальных ощущений, теряя, таким образом, свою свободу и живя по навязанным правилам игры. Можно предположить, что первый шаг к подобной независимости - это игра с игрушками, которые лишают детей инициативы, навязывая им собственные "правила игры".

Еще одна опасность, которую несут последние достижения игрушечной промышленности, связана с самим образом куклы. Дело в том, что
через игру с человеческими образами формируется модель поведения ребенка не только в игре, но и в обыденной жизни вне игры. Кукольные фигуры буквально телесно воздействуют на детей в раннем и дошкольном возрасте. На этот феномен, к сожалению, обращается крайне
мало внимания. А между тем он чрезвычайно важен, поскольку непосредственно оказывает глубокое формирующее физиологическое воздействие на телесный облик ребенка.

Приведем для примера интересный случай. Девочка трех с половиной лет получила в подарок тряпочную куклу, сшитую мамой. Мама торопилась и недостаточно тщательно сделала кукле глаза и рот. В результате лицо получилось несколько асимметричным, глаза разной величины. Кукла очень полюбилась девочке, она назвала ее своим именем, играла с ней, укладывала к себе спать. Спустя пару месяцев мама заметила, что дочка прищуривает тот глаз, который у куклы получился меньше, и немного кривит рот. Пришлось переделать лицо кукле. Через некоторое время в мимике дочери искривления пропали.

Замечено, что
дети воспроизводят выражение лица, позу и осанку любимой куклы. Иногда они потирают или почесывают поясницу или спину в том месте, где у любимой куклы штамп изготовителя. Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первое семилетие жизни пластически строит свое тело. Внешнее воздействие запечатлевается не только в его сознании, но и буквально в организме. Впоследствии эти запечатленные воздействия будут только расти со всеми правильностями и неправильностями, заложенными в раннем и дошкольном возрасте. Поэтому "страшное", агрессивное или надменное выражение лица куклы, недостатки ее фигуры могут прилипнуть к вашему ребенку, буквально "впечататься" в него. Получается, что от вашего сознательного подхода к выбору куклы зависит как душевное, так и телесное здоровье собственных детей.

Однако куклы, хотя и важные, но далеко не единственные игрушки, нужные дошкольникам для игр. Кроме них, существует огромное количество других игровых материалов: всевозможные кубики, пирамидки, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т. п. Все они, безусловно, необходимы детям и могут принести им не только удовольствие, но и пользу для развития, поскольку способствуют развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей детей. Однако развивающий эффект той или иной игрушки зависит от того, что и как ребенок может делать с ней.

Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от многих качеств игрушки. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком, и телефоном, открывает, казалось бы, разнообразные возможности для детской активности. Но такое "разнообразие" дезориентирует малыша - он не знает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника. Причем полноценное выполнение перечисленных действий весьма ограничено: перевозить что-либо на таком слоне невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь); телефонная трубка все время падает; слон не является в полной мере слоном, поскольку он - телефон на колесах. Гораздо полезнее было бы в данном случае разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.

В последнее время появляется большое количество новых необычных, интересных по замыслу наборов для детского творчества. Такие наборы предполагают разнообразные продуктивные виды детской деятельности: вышивание, составление узоров или фресок из крупы или цветного песка, изготовление гравюр, рисование красками на любых поверхностях (стекле, глине, ткани и т. п.). К сожалению, подобные наборы слишком ограничивают выбор материалов для самостоятельной свободной творческой деятельности детей. А ведь именно такая деятельность в наибольшей мере развивает творческие способности ребенка и самостоятельность мышления.

Большим разнообразием отличаются современные конструкторы. Различные варианты замечательного конструктора "Лего", гибкий конструктор "Такеши", разные виды "строительного материала" - от мелких наборов до крупногабаритных конструкций, - все они, безусловно, полезны для дошкольников, в том, конечно, случае, если позволяют самостоятельно создавать разные постройки и конструкции - домики, мебель, замки, парки и т. п. Особенно важно при этом, если созданные малышом постройки будут впоследствии включены в игры - с куклами или с друзьями.

Однако "полезность" игрушки далеко не единственный критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Она должна быть увлекательной и привлекательной, что, собственно, и делает ее игрушкой, а не дидактическим пособием. Интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота игрушки, ее сложность, богатство деталей или же описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие "приоритеты". Они могут предпочитать ту или иную игрушку, потому что видели подобную у своих друзей. Однако главное достоинство игрушки, привлекающее малыша, - это возможность что-либо с ней делать.
Только в том случае, если игрушка вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки и т. п.), ребенок захочет скорее взять ее в руки и начать игру.

Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, только не игры. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жестким, предполагающим строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то сама игра окажется просто упражнением или времяпрепровождением, а не активной, творческой деятельностью. Чем более определенной по способу употребления и завершенной по своей конструкции является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. С игрушками, напичканными техническими новинками, ребенку не нужно ничего придумывать и воображать. Игрушки, более простые в конструктивном решении и менее определенные в способах действия с ними, допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открытой для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций с ними. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важнейшие требования для хорошей игрушки.

Игра ребенка должна быть самостоятельной (конечно, когда он уже умеет играть). Поэтому игрушку нужно рассматривать как особый предмет, позволяющий малышу ощутить уверенность в своих силах, как опору для самостоятельных действий детей, помогающую им ощутить собственную компетентность и автономность. Материал игры должен позволять постановку и самостоятельное разрешение все более сложных задач. Наличие в игрушке не только "загадки", но и подсказки вызывает к ней интерес и желание действовать.
Предмет игры должен содержать понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки, как пирамидки, матрешки, вкладыши, которые сами "подсказывают" правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают "подсказки" для самостоятельных действий и скорее испугают их, чем вызовут желание играть с ними. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для ее решения - важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.

Итак,
действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными и самостоятельными. Все эти требования к игрушке родители могут использовать при выборе нужного предмета для игры детей. Важно, кроме того, оценивать также технические качества игрушки: ее прочность и качество изготовления. Если у машинки, скажем, отваливаются колеса, а у куклы вылезают волосы или болтается голова, это сделает невозможной нормальную игру с ней и принесет малышу серьезные переживания.

И наконец самое главное. Ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции. Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, - никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.
 



Непродажные игрушки
Столь символическое название для статьи выбрано не случайно. Именно так можно назвать то, что своими руками создают для детей их родители и воспитатели. Взрослый берет лоскут ткани и несколькими движениями превращает его в зайца с зайчатами, в белку, мальчика, или старушку, а потом придумывает о них самые увлекательные истории. Это и есть тот таинственный момент, когда детская фантазия одушевляет лоскуток ткани, делает его живым существом со своим "характером и манерами". Тогда рождается тонкая связь между малышом и взрослым, которому открываются некие тайны мира детской игры и фантазии. И это не имеет ничего общего с рынком игрушек и миром бизнеса. Тайны тряпичных куколНынешние взрослые (мамы и педагоги - те, с кем доводилось обсуждать тему детской игры на семинарах и в частных беседах), вспоминая свое детство, рассказывают о своих детских играх. И самые яркие воспоминания - об играх на чердаке в бабушкином доме с разной домашней утварью и тряпками, которые в играх обретали новую жизнь, о целых семьях куколок из соломы, о найденных на прогулке шишках и их удивительных превращениях в маминых руках, о тряпичных куклах и самодельных волчках.
Что же такое таится в самодельных игрушках? Это нечто, благодаря чему они стоят особняком среди прочих игрушек, абсолютно отличаются от изготовленных промышленным способом.
Присмотревшись к процессу сотворения тряпичной куклы, вязанного мячика или кораблика из куска коры, можно заметить одну интересную особенность. А именно, что взрослый увлечен, поглощен именно ЭТОЙ вещью, именно ее сотворением. Вместо бездушного конвейера есть тепло и забота человеческих рук. Будь то простая узелковая игрушка или сложная в изготовлении тряпичная кукла - в нее вложена часть души, и опыт в рукоделии здесь не имеет значения.Нередко на методических занятиях в группе встречаются одна - две участницы, которые проявляют активность во время теоретической части, а в начале практической говорят: "Я в жизни ничего не шила, вязать-мастерить не умею, у меня вообще не ничего никогда не получалось! Попробую, сделаю и вам тут оставлю". Каково же бывает их удивление, когда из-под рук выходит ладная, теплая и уже любимая игрушка. Дорогая, как собственное дитя. И вот через некоторое время можно услышать следующие наблюдения: "Тяжеленькая, мягкая, теплая кукла пробудила у моих детей удивительную привязанность. Пришлось сшить еще одну. Как приятно видеть, как они играют, ухаживают за куклами и, уютно устроившись, засыпают, крепко прижимая к себе".Когда ребенок видит, как создается игрушка или знает, кто ее сделал, между ним и "мастером" возникает особая связь. Шерсть, ткань, дерево - настолько простые материалы, что у малыша не возникает желания посмотреть, что там внутри. А если случилась поломка или игрушка "заболела", то ее легко вылечить-починить (в отличие от большинства пластиковых игрушек). А ведь это так важно - душевная привязанность и возможность не расставаться с любимыми игрушками.Парадоксы "любви"В процессе игры зачастую вдруг обнаруживается нехватка того или другого персонажа или предмета. И забота о наличии всего необходимого у любимого чада подталкивает родителей к покупкам очередных игрушек. Но, может быть, стоит на минуту задуматься? В этом ли заключается деятельная любовь? Ведь всем нам в жизни не раз встречались ситуации, когда именно отсутствие необходимого заставляло творчески отнестись к процессу - придумать, изобрести недостающее, сделать из подручных средств. Дети часто именно так и поступают, если им не мешают взрослые своим поспешным финансовым участием и обещаниями.K сожалению, в наше время обеспечение ребенка игрушками все больше связывается с наличием средств и бессистемными покупками все новых и новых игрушек. При этом родители очень часто сетуют на краткий интерес к, казалось бы, желанным вещам, на их недолгую жизнь в исправном состоянии и необходимость новых покупок. В чем же дело? Не в нашей ли душевной лености? Ведь то, как ребенок примет игрушку, какой импульс, какое направление даст игре, во многом зависит от родителей. Главный мотив взрослых: игрушка до мелочей должна повторять настоящую вещь. А ребенку остается только наслаждаться ее совершенством. "Я такого совершенства достичь не в состоянии, да и зачем? Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь - пирожник. Игрушки надо покупать!". Вот и получается, что мы обеспечиваем малыша игрушками, в которых не чувствуется человеческого труда, и в которых все уже продумано и проделано за ребенка: паровозик сам ездит, музыка играет, кукла сама говорит и смеется, у нее есть наряды, украшения и все необходимые мелочи для дома, она не нуждается в заботе и опеке.Между тем истинное участие, соответствующее детскому подспудному ожиданию и глубокой душевной потребности заключается в другом. В проявлении родителями собственной выдумки, изобретательности, и не на словах в виде умных советов, а на самом что ни на есть практическом деле, что называется, здесь и сейчас. Когда в присутствии ребенка изготавливаются игрушки, которые потребовались для игры, то такое деятельное участие в его детской жизни малыш ощущает как заботу и участие по отношению именно к нему. Способность сотворить недостающее из подручных средств - это ценнейшая особенность детской деятельности. И именно это умение превращать дети ценят во взрослых больше всего.Выберем ли мы простую куклу, зверушку, машинку - игрушку, снабженную минимумом деталей, без излишних подробностей и технических возможностей? Отважимся ли сами сделать для ребенка ветряк-вертушку или куклу, лук со стрелами или фонарь? Чаще всего нет. В результате получается, что потребительское отношение к жизни, бездеятельность и леность мы закладываем в своих детях сами. А ведь возможен и другой подход: "Да, мир несовершенен. Но его можно делать лучше, удобнее, уютнее, и я помогу тебе в этом". Руководствуясь этим принципом, двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать то, чего еще нет. Именно создание того, чего еще нет, и называется творчеством. Двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать что-то. Тут не обойтись без фантазии. Не хватает тарелочек - тарелками будут ореховые скорлупки. У куклы должна быть своя куколка - сделаем из носового платка или ниток. Машинисту поезда нужен дом - не беда, что нет готового, им станет раскрытая книга, укрытая лоскутом ткани, а кроваткой - еще один лоскут, свернутый в рулончик.Новые приключения покрывалаДавайте уже сегодня сделаем первые шаги на пути к новой, интересной домашней жизни, наполненной фантазией.Первое: мы предлагаем вам пересмотреть то, с чем играет ваш ребенок. Вы с удивлением можете заметить, что это могут быть и не игрушки, а что-то из домашнего имущества или кажущегося мусора. Если ничем таким он в своей игре не пользуется, то вам есть над чем поработать! И это замечательно! Сколько нового и интересного вам откроется! Подумайте, что вы можете разрешить малышу брать для игры или передать в детское пользование насовсем.Итак, все, что вы намерены смастерить или приспособить для игры - это игрушки, хотя их и не встретишь в продаже. Более правильное их название - игровые материалы:- лоскуты однотонных тканей красивых оттенков разных размеров - от довольно больших до очень маленьких;

- подушки и подушечки;

- столы, стулья и скамейки;

- чурбаки из веток и древесных стволов различных размеров и форм, изогнутые сучья, коряги, обработанные наждачной бумагой и воском;

- шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки, пучки веток или соломы, разложенные по небольшим корзинкам-коробочкам;

- корзины, непряденая овечья шерсть, шнуры, сплетенные или связанные из пряжи.
Добавьте к этому списку многое-многое другое, что может становиться игрушками по воле фантазии ребенка. Ветвистый сук может стать рогами оленя, а если на него накинуть коричневый или зеленый лоскут, то он будет горой. Кусок коры может быть корабликом, рубанком, педалью автомобиля или крышей домика. Лоскут темно-синей ткани становится озером, а если его свернуть в узкую полоску, то полотном железной дороги. А если это маленький лоскуток, то он может стать бельем для кукольной кроватки, плащом для куколки, а в опытных руках - волшебным образом превратиться в узелковую куколку или зверушку. И это лишь несколько возможных идей.То, что эти предметы оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных чудо-превращений - их главный признак и несомненное достоинство как игрушек.Список достоинств можно продолжить. Для игры с такими игрушками практически не существенен возраст ребенка. А в том, как ребенок с ними играет, становясь все старше, как раз и проявляется его развитие - игрушки растут и развиваются вместе с ним, обретая все более совершенные игровые образы. Столы, стулья и ширмы, покрывала и лоскутки, коряги и чурбачки - все они дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме.Разнообразные мелочи по желанию или по необходимости, как бы сами по себе, без директивных указаний взрослого, упражняют малыша в сериации[1] и классификации[2]. Например, деревянные столбики при возведении построек выстаиваются от самого низкого до самого высокого, а при ежедневной уборке волоей-неволей приходится сортировать на группы и раскладывать по местам перемешавшиеся орехи, каштаны, ракушки, скорлупки и пр. Эти же предметы могут играть роль вкладышей для коробок форм[3], в качестве которых используются разнокалиберные коробочки с крышками. Огромное разнообразие и сложные нюансы движений, которые ребенок непрерывно осуществляет при обращении с таким разнообразным материалом, упражняют крупную и мелкую моторику так, как это не могут делать многие направленные на это специализированные методики.


Примечания:

[1] Сериация - выстраивание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания.
[2] Классификация - разбиение предметов на группы.[3] Коробка форм - предмет для игры, в ходе которой малышу нужно проталкивать фигуры (вкладыши) через прорези, соответствующие этим фигурам по форме. Обычно для этого используется коробка или другая емкость с прорезями в стенках или крышке.
В богатстве и разнообразии опыта восприятия никакая промышленность не сравнится с природой. Цвет, фактура, тяжесть, легкость и многие другие свойства могут быть пережиты ребенком и освоены в непосредственном эмпирическом опыте, а не теоретически.
Большинство необходимых вещей можно найти на прогулке в саду, в лесу, у моря, или же в бабушкином сундуке, а иногда даже за обеденным столом. Таким образом, появление игрушек в доме не требует значительных материальных затрат и сохраняет дом от засилья игрушечного хлама.В дополнение ко всему этому очень здорово, если ребенок получает игрушки, созданные теплыми родными руками мамы или папы. В наш век дефицита тепла человеческих отношений это становится особенно актуально.
 
 
 Идеальная кукла - самодельная!
Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека.

От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.

Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Поэтому, вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что выбор игрушки - дело чрезвычайной важности.
В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью.Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка.Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.Традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов - это очень добрая и полезная игрушка.Кукла - это отображение человека, с ее помощью мы ищем собственное я. Шитая кукла предназначена для того чтобы в нее играли, ее любили, обнимали ее.

Эти куклы сделаны из натуральных материалов - шерсть, хлопок, шелк и набиты 100% натуральной, непряденой, промытой овечьей шерстью.
Натуральная овечья шерсть - легкий, достаточно упругий материал, экологичный, гигиеничный, он делает куклу теплой, мягкой, в меру упругой и очень уютной.Использование натуральных материалов очень существенно для здорового развития ребенка. Тяжеленькая, мягкая кукла, которую "мама" прижимает к себе, способствует формированию привязанности, она получает от куклы что-то взамен.Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки или лодки, ребенок лишается множества впечатлений. То, что кукла мягкая и простая, а глаза и рот у нее лишь намечены точками, дает возможность дорисовать ребенку все, чего ей не хватает.

Нейтральное выражение лица куклы позволяет включиться детскому воображению и представить куклу улыбающейся, плачущей или спящей в зависимости от настроения малыша.
Вся работа делается вручную. Это обусловлено теми задачами, которые стоят перед игрушкой. В то же время, именно это обстоятельство делает ее неповторимой, особенной. Ребенок с уверенностью может называть такую куклу своей - ведь второй такой нет ни у кого.Для каждого возраста предназначается своя кукла. Чем младше ребенок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы.Куклы для детей от 0 до 3 летПосле 6-7 месяцев, когда малыш начинает лепетать, не просто повторяя за взрослыми слова, но четко выражая свои желания и эмоции, он начинает повторять и все манипуляции, которые делает мама.Мама играет с ним, кормит, убаюкивает - все то же самое грудничок будет пытаться проделывать со своими игрушками. В это время в руках у малыша должна появиться его первая кукла.

Причем не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребенок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека.
Пусть первая куколка лишь отдаленно напоминает человека, но зато она имеет много "элементов" для игры.Такая простая игрушка дает малышу много ощущений - разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твердая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она легкая, мягкая на ощупь.Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребенка. И, конечно, те самые любимые узелки, которые грызутся без конца… Обычно узелковые куколки делаются "без лица" - малыш будет каждый раз сам "дорисовывать", "додумывать" нужное настроение для своей игрушки.Такую куколку легко сделать самому:1. Возьмите небольшой квадрат фланелевой ткани (45 см х 45 см).

2. В серединку вставьте достаточно упругий шарик, плотно сваленный из шерстяного чеса. Затяните, расправьте ткань - у вас получилась головка куклы. Закрепите голову нитками.

3. Остальные уголки квадрата - две ручки и нижняя часть "тела" - завяжите узелками.

4. Первая куколка делается "без лица", но с колпачком из прохладного ситца; она похожа на самого малыша: голова у нее довольно большая и твердая, а "руки" и "ноги" - не очень скоординированные, мягкие.
После 8-9 месяцев будет хорошо, если в жизни ребенка появится следующая кукла, с которой малыш будет спать и играть. Эта игрушка прослужит не один год, возможно, станет самой любимой из всех.Для детей этого возраста подходят куклы в пришивной одежде. В этом возрасте дети не проявляют интереса к смене нарядов, и в этом плане для них это самая подходящая игрушка.

Она сделана из мягкого хлопка приятного на ощупь и набита натуральной шерстью. Такая кукла очень мягкая, и маленький ребенок, засыпая, с удовольствием уложит такую куклу рядом.
Прическа у куклы должна быть как можно более простая, чтобы ребенок не смог ее испортить.Можно ли чем-либо заменить куклу - например, мягкими игрушками? Варианты, конечно, возможны, но не забывайте, что абсолютное большинство современных мягких игрушек делается из синтетических тканей, которые являются "пылесборниками". Ищите игрушки из ситца, махровой ткани - они "живые", "теплые".

И желательно без пластмассовых голов: не очень приятно во сне прижиматься к бездушной холодной пластмассе.
Куклы для детей от 3 летШитая кукла в одежде, которая подходит для детей от 2-3 лет, делается из трикотажа телесного цвета, размер у нее может быть любой. Такая кукла вполне может составить альтернативу кукле Барби. С такими средних размеров куклами малыши дружат помногу лет, засыпают с ними бок о бок. Для такой куклы хорошо выбрать цвет кожи, глаз и волос как у ребенка.Такая кукла повторяет человеческий образ, и по этому параметру не имеет аналогов. При изготовлении куклы соблюдаются все человеческие пропорции. Голова куклы формируется специальным образом: она изготавливается из шерсти, но путем более плотной набивки создается подобие человеческого тела, в котором голова тверже остальных частей тела.Этот баланс между набивкой головы и тела куклы, приближенный к естественному, почти не соблюдается в современных куклах. Тряпичные целиком состоят из мягких материалов, а пластиковые - полностью жесткие.Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребенка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребенок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции.Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребенка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна.Набивается кукла натуральной овечьей шерстью, которая является оптимальным материалом для детских игрушек.

Преимущество натуральной шерсти перед набивкой из синтетических волокон очевидна. Но набивка из хлопковых волокон (тоже натуральный материал) также нежелательна: вата - значительно тяжелее шерсти и поэтому быстро сваливается.
Волосы делаются из шерстяной или хлопковой пряжи, специальным образом, без применения клея закрепляются на голове куклы, но, тем не менее, очень прочно и долговечно. В том числе исключено просвечивание кожи головы через волосы.

У кукол-девочек прическа не закреплена стабильно, возможно причесывать, заплетать косички, фантазировать с прической куклы. Цвет волос приближен к натуральному, что также способствует формированию правильного образа.
Одежда куклы снимается: можно одевать, раздевать, придумывать новые наряды.Игрушка, с которой ребенок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребенка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека - залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.Кукла, сделанная вручную, побуждает малыша и его родителей к действиям - хочется шить и вязать для нее одежду, обустраивать "место жительства", самому делать игрушечную мебель. Чего нельзя сказать о куклах покупных: для игры с ними все "предметы" хочется не делать, а именно покупать… Чтобы малыш полноценно играл с куклой, должно быть игровое пространство для этого: куклу надо кормить, укладывать спать, купать. Не забудьте сделать "домик" для куклы, используя коробку или корзинку.


  Нет комментариев.
You need to login or register to post comments.
Обсудить в форуме. (0 комментариев)

Реклама от Google